Театр Бориса Драгилева "Автор на сцене"

Когда драматург является ещё и автором музыки, и песен, и стихов, и всего того, что представлено в спектаклях, когда сам выходит к зрителю, как единственный актёр на все роли, то рождается новый театральный жанр. В таких спектаклях творческая личность живёт не заёмной партитурой, а искомыми словами и смыслами, и внутренний мир творца передаётся без искажений и вольных трактовок, от первоисточника. Всё - здесь и сейчас. И каждый спектакль становится премьерой. Премьерой театра «Автор на сцене».

Автор о театре

По поводу проекта “Автор на сцене” чаще всего мне задают два вопроса: как задумывались и создавались спектакли, и как они, сделанные человеком вне Мельпомены, оказались в репертуарах ведущих театров.

Мне кажется, всё получилось органично. Я всегда, помимо песен и стихов, писал ещё и рассказы, новеллы… Но кроме героев, рождающихся в голове, кроме того, что прожил и пережил сам, зачастую встречаешь в жизни ярких, очень интересных людей. Людей с самыми разными судьбами. Сталкиваешься с тем, что и придумать–то невозможно. И об этом, конечно, хочется рассказать. А они, персонажи эти, выдуманные или те, которых встретил, уже в малую форму песни не укладываются. И вот однажды родилась пьеса, где герои зажили собственными жизнями. Судьбы их начали пересекаться, заплетаясь в общий сюжет. Так родилась «Суббота».  И был сделан спектакль, в котором я сам сыграл всю историю: лучше меня героев никто не знал. Жанр – день из неправильной жизни. В спектакль были включены песни, стихи, музыкальные фрагменты. И выяснилось, что это – такое новое дело, когда один человек всё создаёт и сам же воплощает на театральных подмостках.

Проект получил естественное название “Автор на сцене”. Он оказался привлекателен для театров. Премьера была сыграна в театре Маяковского. Зритель тепло и с интересом принял такую форму. Наверное, ещё и потому, что видел перед собой, в первую очередь, не артиста, а именно того, кто и проживает всё происходящее. И становился участником действия, втягивался в водоворот событий.

Второй спектакль - «Сердце справа». Жанр – шансон драма. Эта работа привнесла много нового в моём понимании себя на театральной сцене. Возможно, «Сердце справа» - спектакль, наиболее глубоко проникающий в человеческую душу и раскрывающий её. На сцене - абсолютно узнаваемые живые герои, и они тянут за собой создателя: которому только и остаётся поспевать за ними. И у зрителя — полное ощущение: сюжет рождается прямо сейчас, на глазах. Именно поэтому каждый спектакль «Автора на сцене» становится, практически, премьерой, что, впрочем, так и есть: меняется жизнь, меняется автор - и акценты расставляются по–новому. Впервые «Сердце справа» был сыгран в театре «Школа драматического искусства».

Следующий спектакль - «Шурган». От предыдущих он отличается высокотехнологичностью. Здесь применены самые современные сценические возможности и приёмы, а в какие–то моменты – и новаторские. Артист помещён в пространство проекций, выполняющих самые разные функции. Это и актёрские видеовставки, и атмосферные куски, и работа с зонами магического реализма. Создаются новые объёмы, позволяющие более полно и глубоко увидеть, почувствовать и осмыслить происходящее. А на сцене – переплетение жанров: остросоциальная драма и комедия в Шукшинском стиле, притча и зонг–опера. В спектакле не только переплетаются судьбы современных людей, на первый взгляд между которыми не может быть ничего общего, но и протягивается ниточка в далёкое прошлое, к временам монголов, Чингисхана. И вновь нет грани между рассказчиком и исполнителем ролей: трансформация происходит моментально и незаметно. Автор ведёт за собой зрителя, который узнаёт себя в героях спектакля, ставит себя на их место, а их на своё, и собирается воедино и временной, и логический, и человеческий пазл. Премьера спектакля состоялась на сцене Центра Владимира Высоцкого.

И на этой же сцене в феврале 2023 года сыграна премьера спектакля «К верхней ноте». И это не случайно: в основу спектакля положена судьба Владимира Семёновича. Для меня – это очень важная веха. Я долго шёл к этому спектаклю, пытаясь понять, осознать: как рождается гений, когда и почему появляется, как ему живётся, и какая дорога ведёт его в бессмертие. Один из персонажей спектакля говорит, - мы видели с Володей одно и то же, только он улетал в космос, а мы оставались на земле. «К верхней ноте» - спектакль абсолютно современный. Через творчество Высоцкого, через его судьбу приходит точное понимание сегодняшнего дня и нас в нём.

Во всех спектаклях «Автора на сцене» звучат песни. Это естественно, ведь, изначально автор – шансонье. Но песни не уводят действо в сторону кабаре или мюзикла. Они органично вплетены в паутину происходящего, необходимы, как продолжение текста героя, или как раскрытие его внутреннего мира. С их помощью одна мизансцена легко переходит в другую.

И все спектакли объединены одними простыми и вечными вопросами: что такое добро и почему чаще побеждает зло, что такое человеческое достоинство и можно ли его сохранить в сегодняшней жизни, зачем человеку власть и приносит ли она счастье.

Отзывы о театре Бориса Драгилева

Леонид Шинкарёв

Леонид Иосифович Шинкарёв

“Мы знаем в искусстве огромное направление, когда люди под гитару или другое сопровождение исполняют свои песни. К лучшим из них мы прислушиваемся десятилетиями. Боря – один из них. Но он ещё и сделал шаг вперёд в новое, когда песня заплелась в драматический сюжет и в прямом смысле ожила на сцене…”

Евгений Муравич

Евгений Владимирович Муравич

“Работы Бориса Драгилева по драматургии, по воздействию на зрителя, по профессионализму близки к самым высоким образцам нашей сцены. Сегодня трудно с ним кого – то сравнить…”

Лидия Козлова

Лидия Николаевна Козлова

“Драгилев – автор. И всё, чему становишься свидетелем, наблюдая за происходящим во время спектакля, безоговорочно веришь. Если бы на сцене был другой, самый замечательный драматический артист, он, возможно, лучше бы мог сыграть. Но веры бы ему было меньше…”

Валерий Янклович

Валерий Павлович Янклович

“Спектакли “Суббота” и “Сердце справа” дают самое ценное, что может быть на сцене – возможность почувствовать душу автора. Это то, что больше всего ценил Высоцкий…”